Наш Росcийский государственный исторический архив

 

Главная

Хроника

Документы

Мнения

Об архиве

ОБРАЩЕНИЕ

принято единогласно на общем собрании
коллектива сотрудников РГИА
19 февраля 2003 г.

Президенту Российской Федерации
Государственной Думе Российской Федерации
Совету Федерации РФ
ЮНЕСКО

Коллектив сотрудников Российского Государственного Исторического архива протестует против передачи зданий бывшего Сената, Синода и особняка Лаваль Управлению делами президента Российской Федерации, предусмотренной постановлениями Правительства РФ от 17 декабря 2002г. № 1784-р и 17 января 2003г. № 62, в связи с тем, что:

1. Большая часть помещений Сената и Синода изначально с момента их проектирования и постройки в 1828-35гг. предназначались для хранения документов. В этих зданиях уже 168 лет безвыездно хранятся бывшие ведомственные архивы: Сенатский, Синодальный, Министерства Юстиции, Департамента Герольдии, Хозяйственного Управления, Учебного комитета, Контроля при Синоде, а также - с перерывом в три десятилетия - Архив Государственного Совета, и до начала 1920-х гг. - собрание старинных актов Юго-Западного края - так называемая "Литовская метрика".

2. Функциональные задачи обусловили особенности проектирования большинства помещений изначально предназначенных служить документохранилищами. Толщина наружных и внутренних стен, межэтажных перекрытий обеспечивает абсолютную надежность хранилищ при любых нагрузках и уникальный микроклимат, которому могут позавидовать многие архивы в современных зданиях с дорогостоящими системами кондиционирования. Затраты на эксплуатацию этих систем несопоставимы с теми скромными расходами, которые нужны для своевременного ремонта теплосетей, без чего немыслима эксплуатация любого здания. Стены Сената и Синода играют роль естественного регулятора, смягчающего резкие перепады Петербургского климата не хуже современных кондиционеров, надежность работы которых целиком зависит от финансовых возможностей архива.

3. Нет никаких технических препятствий для установления современной воздушно-эмульсионной системы пожаротушения в нынешних хранилищах РГИА и, тем более - для ремонта электропроводки и усовершенствования сигнализации. Отказ от финансирования этих работ под предлогом грядущего переезда в новые здания грозит потерей всего архива в случае пожара, который может случиться в любую минуту, не дожидаясь переезда.

4. Российский Государственный Исторический архив, будучи некомплектующимся, не нуждается в расширении помещений для размещения документальных пополнений, в отличие от большинства архивов, переезд которых в новые здания, мотивирован, как правило именно этой причиной. Если у государства есть сегодня возможность выстроить новое архивное здание в нашем городе, то это крайне необходимо сделать для Центрального Государственного архива Санкт-Петербурга, сотрудники которого до сих пор не могут отказаться от чудовищной практики уничтожения дел из-за невозможности разместить пополнение в нынешних помещениях. Российский Государственный Исторический архив уже сегодня располагает не только необходимыми, но и резервными помещениями.

5. Отечественная практика до сих пор не знала перемещения таких колоссальных массивов уникальных, и, нередко, весьма ветхих документов, многие из которых могут не пережить переезда при самом деликатном к ним отношении. Затраты средств и времени на переезд сегодня невозможно рассчитать, поскольку многие сотрудники, не выдержав физических нагрузок, вынуждены будут уволиться. Привлечение же посторонних, случайных работников к нагрузке контейнеров и расстановке коробок по стеллажам недопустимо с точки зрения обеспечения сохранности документов и в соответствии с существующим законодательством об архивах.

6. Закрытие архива для пользователей информации на период времени, который сегодня невозможно подсчитать, нанесет заметный урон не только исторической науке страны, придется надолго приостановить реставрацию многих церквей и других памятников архитектуры, заморозить решение научных и практических задач в экономике, политике, юриспруденции, культуре, в сфере межнациональных отношений и, даже - для решения чисто технических, производственных вопросов, ради чего тысячи читателей и заказчиков ежегодно обращается в архив. Ущерб, который таким образом понесет государство и народ не поддается подсчету в рублях, но, в любом случае будет абсолютно напрасным, поскольку в перемещении архива нет никакой необходимости.

7. Конструктивные особенности зданий Сената и Синода, практически исключает любую перепланировку, без которой немыслимо приспособление этих зданий под современный офис для чиновников или гостиничный комплекс. В связи с этим чрезвычайно велика опасность полного уничтожения не только уникальных интерьеров, но и фасадов, с последующим возведением на месте подлинных зданий Сената и Синода фальшивых муляжей, как это и случается сегодня со многими памятниками истории и архитектуры в Санкт-Петербурге.

8. Вовлечение государства в астрономические расходы, связанные с постройкой нового здания, отводом городской земли под него, переездом архива и перестройкой Сената и Синода в угоду чиновникам или богатым иностранцам, нельзя квалифицировать иначе, как финансовое преступление. Даже малой части этих расходов хватило бы на то, чтобы обеспечить процветание архиву на долгие годы и осталось бы еще немало на голодных архивистов и пенсионеров всего Санкт-Петербурга.

9. Здания Сената и Синода являются не только уникальными памятниками архитектуры, но и символами Российской государственности. Лучше всего обеспечит историческую преемственность сохранение зданий за нынешним пользователем, который является не просто хранителем архивных материалов, но и подлинным центром по изучению Российской государственности эпохи Империи, центром, который уже сегодня привлекает в свои стены широкую научную общественность и рядовых граждан страны в качестве читателей, заказчиков, участников научных конференций, экскурсантов, давая им уникальную возможность полюбоваться замечательными интерьерами и познакомиться с документами по истории Российской государственности в тех самых стенах, в которых эти документы были созданы и хранятся в течение уже 168 лет. При любом другом использовании зданий Сената, Синода и особняка Лаваль, будет разорвана органическая связь документов и зданий, в которых они родились, загублена перспектива развития РГИА, как архивно-научно-экспозиционного центра по изучению Российской государственности. И сами здания будут просто украдены у народа. Не говоря уже о том национальном унижении, которому себя подвергнет страна, позволившая превратить символы своей государственности в отель для заезжих иностранцев.

Просим Президента Российской Федерации В.В.Путина и Законодательное собрание Российской Федерации принять все возможные меры, чтобы добиться пересмотра постановлений Правительства РФ от 17 декабря 2002г. № 1784-р и 17 января 2003г. № 62, принятых вопреки аргументированным возражениям руководства Архивной Службы России, направленным в Правительство еще на стадии подготовки решений 22 ноября 2002г., и - в нарушение указов Президента РФ от 6 ноября 1993г. № 1847, согласно которому РГИА был признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации и от 12 ноября 1992г. № 1352, который закреплял здания Сената и Синода за РГИА "на праве бессрочного владения, пользования и распоряжения".

 

Назад

 

Группа защиты исторического наследия России
rgia@narod.ru

Hosted by uCoz